Уголовное Право Международное - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Его развитие в настоящее время обусловлено ростом преступности на национальном и международном уровнях. Несмотря на то что У.п.м. как отрасль международного права сформировалось в основном в конце XIX в., оно имеет глубокие исторические корни. Некоторые из его институтов могут быть отнесены к истокам возникновения государства и права. В первую очередь это касается выдачи преступников (экстрадиции), с которой берет свое начало У.п.м. Из учебников истории мы знаем о договоре, заключенном в 1296 г. до н.э. между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II. В нем говорилось: "Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса". Подобные договоры о выдаче преступников заключались между отдельными греческими городами-государствами. Экстрадиция широко применялась к беглым рабам в Древней Греции и Римской империи. Постепенно рамки правовой помощи расширялись. Например, договоры Древней Руси с Византией уже предусматривали наказания в уголовном порядке за преступления, которые могли совершить русские люди на территории Византии, и греки — на территории Руси. А в договоре 911 г. сказано о взаимных обязательствах по привлечению к уголовной ответственности за такие преступления, как, убийство, грабеж, кража имущества, телесные повреждения и др. Международные обычаи и договоры эпохи феодализма запрещали государствам распространять свои уголовные законы на территорию других государств. В этот период формируются международные обычаи предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов дипломатам, в том числе и совершившим уголовно-наказуемые деяния на территории принимающего государства. Существенно изменяется содержание института выдачи преступников. Это связано с узаконением права убежища, которое включало невыдачу властям лиц, преследуемых за политические убеждения. Буржуазно-демократические революции сопровождались активным формированием национального уголовного права. При этом они мало в чем различались, т.е. государствам не составляло особого труда договориться о правовой помощи по уголовным делам. С появлением пиратства, работорговли, фальшивомонетничества, незаконного распространения наркотиков и других преступлений, посягающих на интересы нескольких государств, появилась неизбежность сотрудничества между ними. В 1889 г. по инициативе известных европейских криминалистов и криминологов Ф. Листа (Берлин), А. Принса (Брюссель), Г. Ван Гаммеля (Амстердам) был учреждены Международный союз уголовного права, который выступил с призывом ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования У.п.м., изучать и подавлять международные преступления путем проведения согласованных государствами международных полицейских мероприятий. Союз считал своей задачей изучение причин международной преступности как с правовой, так и с антропологической и социологической точек зрения. В XIX в. государства стали активно сотрудничать в борьбе с отдельными преступлениями международного характера. В первую очередь это относится к рабству и работорговле. Здесь следует назвать Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата, который состоялся в Лондоне в 1899 г.: принятие в Париже Международной конвенции по охране подводных телеграфных кабелей в 1884 г.; Амьенский договор о выдаче преступников 1802 г. между Англией, Францией, Испанией и Нидерландами, ст. 20 которого содержала положение о выдаче лиц, обвиняемых в совершении убийства, умышленном банкротстве и подделке денежных знаков. В 1927 г. в Варшаве состоялась I Международная конференция по унификации уголовного права, на которой к числу преступлений, посягающих на международный правопорядок, были отнесены пиратство, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг, торговля рабами, женщинами и детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, незаконная торговля наркотиками, порнография, а также иные преступления, ответственность за которые предусмотрена международными конвенциями. Позже были проведены еще три конференции, на которых делались попытки унифицировать законодательство о борьбе с международным терроризмом, выдаче преступников и т.п. Началом кодификации У. п. м. стало принятие Устава Между народного военного трибунала (МВТ) в 1945 г. и вынесение в 1946 г. Приговора Нюрнбергского военного трибунала. Устав МВТ все международные преступления подразделил на три группы (против мира, военные и против человечества) и дал им исчерпывающий перечень, существенно дополненный в дальнейшем, В 1968 г. была принята Конвенция о неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, содержащая уточненную и расширенную классификацию международных преступлений. В настоящее время концепция У.п.м. является общепризнанной в доктрине и закреплена в решениях ООН. Так, в резолюции Генеральной ассамблеи ООН "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития" (1990) государствам рекомендуется активизировать борьбу против международной преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка и законности в международных отношениях и с этой целью дополнять и далее развивать У.п.м. В юридической литературе пока нет единого понятия предмета регулирования данной отрасли международного права. Рост общеуголовной преступности в большинстве государств привел к существенным изменениям в динамике и структуре международной преступности. Появились геноцид, экоцид, апартеид, массовые нарушения прав человека и другие международные преступления. Расширяется и число преступлений международного характера. Меняется структура их субъектов, что в свою очередь не могло не отразиться на процедурных вопросах реализации новых материальных норм. Стремление к строгой форме процесса в совокупности с другими причинами привели к выдвижению и постепенной реализации идеи создания международной уголовной юстиции. С одной стороны, нормы У.п.м. реализуются только путем трансформации в национальное законодательство. УК государств постоянно "пополняются" за счет таких конвенционных преступлений, как отмывание денежных средств, терроризм, нарушения законов и обычаев войны, преступления на воздушном транспорте и т.п. С другой стороны, национальное уголовное право оказывает положительное влияние на разработку и функционирование международных договоров по борьбе с преступностью. При разработке проектов договоров изучается законодательный опыт государств, которые вначале сами установили уголовную ответственность за незаконное распространение наркотиков, угон воздушных судов, фальшивомонетничество и другие преступления. Кроме того, на базе общих принципов уголовного права государств строятся такие специфические институты У.п.м., как соучастие в преступлении, покушение на преступление, преступный приказ, назначение наказания и др. То же самое можно сказать о порядке предварительного расследования международных преступлений, предания суду МВТ и других уголовно-процессуальных вопросах, включенных в уставы международных судов с учетом национального законодательства. Национальные суды применяют нормы У.п.м. с оговорками. К их числу относятся: трансформация договорных норм в уголовное законодательство страны, ратификация и опубликование договоров в соответствии с установленными в законах государства правилами, соответствие договоров общепризнанным принципам и нормам международного права, точность и конкретность международных договоров в целях их применения национальными судами и т.п.