Бюджетный Процесс В Российской Федерации - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению. Б.п. в РФ охватывает ряд стадий, которым соответствуют группы бюджетных операций: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения и утверждения бюджета; стадия исполнения бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года (финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря). Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ (такое послание направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). Непосредственное составление проекта федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Составление проекта бюджета охватывает два основных этапа. На первом этапе на основе выбранного Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год Министерство финансов осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета и распределение его расходов на очередной финансовый год. Второй этап формирования федерального бюджета включает в себя распределение между федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств, а также разработку этими органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене (приостановлении или поэтапном введении) нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году. В период с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство рассматривает представленный Министерством финансов проект федерального бюджета (а также другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в текущем году и на среднесрочную перспективу) и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете. Бюджетный кодекс РФ (ст. 192) обязывает Правительство РФ не позднее 26 августа внести одобренный им проект федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу. Одновременно законопроект должен быть представлен Президенту РФ. Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе происходит в четырех чтениях. В ходе первого чтения палата заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Председателя Счетной палаты, после чего принимает решение о принятии или отклонении законопроекта. В процессе второго чтения (оно должно состояться в течение 15 дней после принятия законопроекта в первом чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной характеристики расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. Утверждается также размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В соответствии с поступившими на законопроект поправками по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ проводится голосование по законопроекту. В течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении должно быть проведено третье чтение. На этом этапе утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Одновременно распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, определяются расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета. При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении (оно проводится в течение 15 дней после третьего чтения) законопроект принимается в целом. Внесение в него поправок не допускается. Далее принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается Совету Федерации, а после его одобрения верхней палатой в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. (В.Ч.)