Экологическое Право - отрасль права, регулирующая отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Субъектами Э.п. (участниками экологических правоотношений) являются граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство. Предметом Э.п. как самостоятельной отрасли права выступают экологические (природоохранительные) общественные отношения. Данный вид волевых общественных отношений может складываться в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства, использования ресурсов, либо в сфере управления окружающей природной средой (ОПС). В их число входят отношения: в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий; по обеспечению экологической безопасности; в сфере применения юридической ответственности за экологические правонарушения. Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания. В Э.п. преобладает императивный (повелительный) метод, отражающий активную роль государства в регулировании природопользования и обеспечении охраны природной среды. Система отрасли Э.п. представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Общая часть Э.п. состоит из следующих правовых институтов: а) общие положения Э.п.: б) государственное управление охраной ОПС и природопользованием; в) право граждан на здоровую, благоприятную ОПС; г) экономико-правовой механизм охраны ОПС; д) нормирование качества ОПС; е) правовые основы информационного обеспечения; ж) право природопользования; з) юридическая ответственность за экологические правонарушения. Особенная часть Э.п. объединяет следующие правовые институты: а) правовое регулирование использования и охраны земель; б) правовое регулирование использования и охраны недр; в) правовое регулирование использования и охраны вод; г) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя; д) правовое регулирование охраны лесов и древесно-кустарниковой растительности; е) правовое регулирование охраны и использования животного мира; ж) правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов; з) правовое регулирование обращения с радиоактивными и опасными веществами и твердыми отходами; и) правовой режим экологически неблагоприятных территорий. Специальная часть включает: а) Э.п. и управление в зарубежных странах; б) международно-правовую охрану ОПС. Конституция РФ в ст. 9 содержит принцип разнообразия форм собственности на природные ресурсы, а также принцип рационального использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 36 закрепляет принцип ненанесения ущерба ОПС, ненарушения прав и законных интересов иных лиц при владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами. Статьи 41-42 провозглашают принцип права граждан на экологически благоприятную природную среду. Самостоятельность Э.п. как отрасли права подтверждается и наличием особой системы нормативно-правовых актов (источников), регулирующих экологические (природоохранительные) отношения. Особую роль среди специальных систематизированных законодательных актов как источников Э.п. играет Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем закреплены такие отраслевые принципы, как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; неуклонное соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране ОПС. В этом законе впервые закреплены нормы, регулирующие экономический механизм охраны ОПС, нормирование качества ОПС, понятия зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия и определен порядок объявления их таковыми. Многочисленные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, принимаются на уровне субъектов РФ (законы об охране ОПС. земельные кодексы, кодексы о недрах и т.д.). Определенную роль в регулировании природоохранительных отношений играют акты местных органов самоуправления (перспективные программы развития муниципальных образований, программы использования и охраны земель и т.п.). Признание Э.п. в качестве самостоятельной отрасли права берет начало с середины 70-х гг., когда во многих вузах страны стал преподаваться учебный курс "Природоохранительное право" (правовая охрана природы), который с 90-х гг. именуется "Экологическое право". Э.п. как учебная дисциплина по существу представляет собой совокупность природоресурсовых отраслей (земельного, горного, водного, лесного права, законодательства об охране животного мира), поскольку изучает вопросы правового режима использования и охраны земель, недр, вод, лесов и иных природных ресурсов. Эколого-правовая наука уходит своими корнями в становление и развитие земельного, горного, лесного, водного законодательства, законодательства о заповедниках. У истоков развития этой науки стояли такие видные ученые-юристы, как Аксененок Г.А.. Ерофеев Б.В., Казанцев Д.Н., Колбасов О.С., Панкратов И.Ф., Петров В.В. Научную эстафету у них приняли Адиханов Ф.И., Бринчук М.М., Голиниченков А.К. и др.