Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах — Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю — и многочисленных близлежащих мелких островах. Япония — унитарное государство, разделенное на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах — губернаторы. Конституция 1946 г. установила конституционную монархию, провозгласив императора "символом государства и единства нации". Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров. Среди них наиболее важными являются: назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда (ВС) по представлению правительства; обнародования поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов. Высший орган государственной власти в стране — парламент (Кок-кай), состоящий из двух палат. В состав палаты представителей (Сю-шин), которая избирается сроком на 4 года, входят 511 членов, в состав палаты советников (Ван-шин) — 252 члена. Срок полномочий членов палаты советников составляет 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии парламента проводятся раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Каждая палата, прежде чем обсудить внесенный законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянного комитета. Правом законодательной инициативы обладают члены палат и правительство: депутаты могут представить законопроект в том случае, если он будет поддержан 20 депутатами в нижней палате и 10 — в верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой парламента.
Конституция предусматривает два способа принятия законов. Первый — одобрение законопроекта обеими палатами. Второй — повторное одобрение палатой представителей законопроекта, отклоненного палатой советников. Решающее слово остается за палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер-министра. Помимо вышеперечисленных к числу наиболее важных полномочий парламента относится контроль за деятельностью исполнительной власти, который осуществляется, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований. Высший орган исполнительной власти в стране — правительство Я., Кабинет министров. В него входят премьер-министр, министры-руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению парламента из числа членов парламента. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав парламента. По требованию премьер-министра министры могут быть отстранены от должности. Правительство проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов ВС и судей низших инстанций. Кабинет министров наделен также правом законодательной инициативы — именно он представляет большинство законов, принимаемых парламентом. Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом. Если палата представителей принимает резолюцию о недоверии правительству, оно должно выйти в отставку в полном составе, либо император по совету и с согласия Кабинета распускает палату представителей. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Современная правовая система Я. в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правления"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии XX в. Несмотря на незавершенный, компромиссный характер самой революции, за ней последовали весьма существенные реформы социального, экономического и государственно-политического характера, в том числе и в правовой сфере. До этого на протяжении нескольких веков Я. находилась под сильным влиянием Китая, которое сказывалось и в области права. В частности, первые памятники японского права, появившиеся вначале Vila. (в эпоху Тайка), представляли собой юридические сборники, составленные по образцу китайского законодательства, но отличавшиеся большим своеобразием. В этих издаваемых императорской властью сборниках, именуемых рицурё, перечислялись обязанности лиц, принадлежавших к различным слоям японского общества, и наказания, которым должны были подвергаться нарушители. Начиная с XIII в., по мере усиления феодальной раздробленности страны, основную роль в качестве законоположений стали играть не императорские рицу-рё, а акты правящих феодальных кланов. В эпоху сёгунов (фактических правителей страны) из рода Токугава (1603-1868) была окончательно закреплена строго иерархическая система японского общества, лишавшая его низшие слои каких-либо прав. Важнейший нормативный акт этого периода — "Кодекс из ста статей", или "Сто законов" (1742). который явился результатом упорядочения основного содержания прежних законов и норм обычного права, выработанных феодалами. В него было включено сравнительно немного норм, относящихся к гражданскому праву, и поэтому торговые и многие другие отношения по-прежнему регулировались обычным правом. Основную массу статей кодекса составляли нормы материального и процессуального уголовного права. Конкретное его содержание было известно только судьям и их феодальным чиновникам, руководствовавшимся принципом "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". Они исходили при этом из концепции древнекитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от преступления, нежели точное знание определенного наказания. Кодекс закреплял систему сословного неравенства, предусматривая различные наказания за посягательства на интересы феодалов или крестьян и различную ответственность феодалов и крестьян. Система наказаний отличалась крайней жестокостью, она включала квалифицированные виды смертной казни, телесные и позорящие наказания, в том числе битье палками из мягкого или жесткого бамбука и т.п. В феодальной Я. один и тот же административный чиновник (буге) выполнял служебные обязанности и прокурора, и судьи. Широко применялись пытки — с их помощью у обвиняемого стремились во что бы то ни стало вырвать признание, без которого нельзя было вынести обвинительный приговор. В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, провозглашена свобода выбора профессии и места жительства, проведена административная реформа. Существенным преобразованиям подверглась и вся система японского законодательства, по существу заново была создана единая для всей страны сеть судебных органов, начали претворяться в жизнь новые принципы проведения предварительного следствия и судопроизводства, хотя и в этой области феодальные пережитки надолго сохранили свое влияние. Создание новой правовой системы и нового суда проходило в условиях острой борьбы между сторонниками реакционных, бюрократических и прогрессивных методов управления обществом. Первая Конституция Я. 1889 г. (Конституция Мэйдзи) вопреки требованиям либеральных слоев правящих классов и более демократических кругов общества, участников "движения за свободу и народные права" была составлена по прусскому образцу и провозгласила императора носителем верховной власти, предоставив ему широчайшие полномочия и резко ограничив права парламента. Права подданных японского императора также были сведены к минимуму. Законодательство, регулирующее отдельные отрасли права, на протяжении эпохи Мэйдзи подвергалось неоднократным изменениям. В 1873 г. на должность юридического советника японского правительства и для подготовки проектов современных кодексов по важнейшим отраслям законодательства был приглашен французский юрист, профессор Г. Буассонад. В 1891 г. был опубликован подготовленный им проект Гражданского кодекса (ГК) Я., составленный по образцу французского законодательства. Однако вступлению в силу этого кодекса, намеченному на 1894 г., воспрепятствовали противники радикальных преобразований под предлогом нарушения национальных традиций. В результате тремя японскими юристами был подготовлен новый проект, ориентированный уже на образец германского гражданского законодательства 1896 г., хотя и вобравший в себя многие положения кодекса Буассонада. В 1898 г. этот проект был издан в качестве ГК. Был отвергнут и проект Торгового кодекса, также составленный по образцу французского законодательства в 1890г. Его заменил другой, следовавший модели германского законодательства. Он был издан в 1899 г.