Внешняя Торговля - экспорт (вывоз) в другие страны товаров, произведенных в данном государстве и импорт (ввоз) в данную страну товаров, произведенных в других странах, по правилам их купли-продажи.
В. т. может относиться к числу предметов ведения государства, закрепляемых в его конституции. Если в государстве существуют плюрализм форм собственности и возможность выхода на внешнеторговый рынок предприятий любых форм собственности, к компетенции государства относится регулирование внешнеторговой деятельности, а непосредственно торговыми операциями занимаются конкретные организации (в том числе и государственные). Если государство построено на приоритете государственной собственности, и тем более — монополии В. т., тогда все внешнеторговые операции ведутся исключительно его органами. Например, согласно Конституции СССР 1977 г., к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления относились "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73 п. 10).
В. т. может существовать как самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, наряду с которым существуют и иные виды последней. Например, в СССР в строгом смысле внешнеэкономической деятельностью считались выработка стратегии экономических отношений с зарубежными странами и мероприятия по строительству производственных объектов. Отдельно существовали министерство В. т. и государственный комитет по внешним экономическим связям.
В действующей Конституции РФ к ведению РФ отнесены "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" (п. "л" ст. 71), а к совместному ведению РФ и субъектов РФ — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Таким образом, вопросы В. т. охватываются данным предметом ведения. Государственной монополии В. т. не существует (за некоторыми исключениями — см.: внешнеторговая деятельность), а к ведению государства относится регулирование соответствующей деятельности. Естественно, что вопросы стратегии внешних экономических отношений являются исключительной прерогативой государства. (С. А.)