Внутренние Морские Воды - составная часть внутренних вод государства и, следовательно, интегральная часть его суверенной территории в тех случаях, когда у страны есть морское побережье. К В.м.в. национальное законодательство и применимые международные договоры относят ту часть Мирового океана, которая расположена между сухопутной территорией государства и его территориальным морем, именуемым в законодательстве некоторых государств, в том числе РФ, территориальными водами. Согласно положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» в состав В.м.в. входят: а) морские воды. расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод) РФ; б) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ. лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива. где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется ее Правительством. Более детально часть внутренних морских вод, относящаяся к заливам, регламентируется в ст. 10 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., где говорится: «под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление». Для целей измерения площади заливов Конвенция установила правило, в соответствии с которым «площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного выхода. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько выходов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления». Приведенные конвенционные правила отграничения заливов от остальных частей Мирового океана не применяются к более обширным углублениям в береговой линии, именуемым «историческими заливами» (последние упоминаются в Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации»). Эта категория заливов может быть образована в случаях, когда у прибрежного государства с данным районом связаны особые экономические интересы, «реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением» (ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Правовой режим В.м.в., устанавливаемый внутригосударственными нормативными актами с непременным учетом положений применимых международных договоров, включает следующие нормы: заход иностранных судов и военных кораблей осуществляется на основе разрешительного порядка лишь в порты, открытые для этого, о чем прибрежное государство уведомляет мореплавателей соответствующими публикациями в специально издаваемых Извещениях мореплавателям; следуя в порт или другую часть В.м.в., иностранное судно (корабль) информирует об этом компетентные портовые или иные власти прибрежной страны в определенные промежутки времени (за 72,48, 24 и 12 ч); без разрешения заход иностранного судна может быть осуществлен, если это обусловлено чрезвычайными обстоятельствами — стихийным бедствием, аварией, несчастным случаем, необходимостью оказания срочной медицинской помощи или доставкой на берег лиц, потерпевших кораблекрушение; без специального разрешения возможен заход судна, на борту которого находится глава иностранного государства или правительства, причем эти суда и иностранные военные корабли, следующие в открытый порт по приглашению, освобождаются от пограничного и таможенного контроля; плата с судов, заходящих в иностранные порты, взимается только за специально оказываемые услуги, пользование портовыми сооружениями или техническими средствами (ледокольная и лоцманская проводка, ремонт, дератизация, санобработка, пользование причалами, маяками, складами, буксирными и иными транспортными или погрузочно-разгрузочными средствами). Прибрежные государства в подавляющем большинстве придерживаются следующих правил: уголовная юрисдикция не осуществляется, если только об ином не попросят капитан судна, дипломатический или консульский представитель государства флага, либо если последствия преступления, совершенного на борту судна, не распространяются на территорию прибрежного государства, не затрагивают безопасность и общественный порядок, или какое-либо лицо, кроме членов экипажа, а также если данное государство не связано в этом смысле своими международными обязательствами; гражданская юрисдикция осуществляется только в отношении обязательств или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для прохода его через В.м.в. данного прибрежного государства, а также для применения мер взыскания или ареста по гражданскому делу, если это предусматривается законами данного государства; административная юрисдикция осуществляется в форме применения принудительных мер для производства санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, обеспечения установленного порядка допуска иностранцев на территорию данного прибрежного государства, безопасности судоходства, самих судов и охраны человеческой жизни. Поскольку иностранные военные корабли пользуются неприкосновенностью, ни один из указанных видов юрисдикции к ним в период их нахождения во В.м.в. не осуществляется. Это, однако, не означает, что военные корабли не обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, и в случае нарушения таковых им может быть предложено покинуть В.м.в.