Агинский Бурятский Автономный Округ - в соответствии с Конституцией РФ и Уставом А. Б. а. о., принятым Агинской Бурятской Окружной Думой 10 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 30 мая 1995 г. и 15 февраля 1996 г.), равноправный субъект РФ. Входит в Читинскую область.
Административный центр — поселок Агинское. Окружная Дума — представительный орган государственной власти округа — состоит из 15 депутатов. К ведению Окружной Думы относятся: утверждение по представлению схемы управления округом и расходов по содержанию администрации, состава коллегиального органа при главе администрации; дача согласия на назначение руководителей окружных органов управления финансами, имуществом округа, органов внутренних дел и социальной защиты; принятие решения о выражении недоверия должностным лицам окружной администрации; принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы окружной администрации; отмена незаконных актов окружной администрации; утверждение окружного бюджета и отчета о его исполнении; образование окружных внебюджетного и валютного фондов, определение их целевого назначения, утверждение отчетов об их исполнении; установление окружных налогов и сборов; принятие решений по вопросам образования фонда имущества округа, окружной контрольно-счетной палаты, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия, утверждение положений об этих органах; установление порядка управления и распоряжения собственностью округа; принятие решения о составе окружного земельного фонда, установление правового режима земель территории приоритетного природопользования; установление порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности округа; установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненное наследуемое владение; утверждение перечня социально значимых для округа объектов, не подлежащих отчуждению; решение вопросов административно-территориального устройства округа; назначение окружного референдума и др. Решения Окружной Думы подписывает ее председатель.
Глава окружной администрации может опротестовать решение Окружной Думы, адресованное окружной администрации, считая его противоречащим законодательству РФ или округа. При отклонении Окружной Думой протеста Глава вправе обратиться в суд. Окружная Дума вправе определить количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, включая председателя и заместителя председателя Окружной Думы. Количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, не должно превышать две пятых от общего числа депутатов Окружной Думы. Деятельность Окружной Думы не может быть прекращена, как сказано в Уставе, ни по каким основаниям никакими органами государственной власти федерального и окружного уровней. Окружная Дума может прекратить свою деятельность только в результате окружного референдума, проведенного по инициативе населения, при наличии подписей не менее 10% избирателей и только после определения другого, альтернативного представительного органа государственной власти округа. Кроме того, решением Окружной Думы ее полномочия могут быть прекращены по инициативе Главы А. Б. а. о. в случае неоднократного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов на основании заключения Конституционного Суда РФ (Федеральный конституционный закон о КС РФ такого его полномочия не предусматривает. — С. А.), а также в результате самороспуска. Окружная администрация состоит из Главы администрации, возглавляемого им коллегиального органа, а также подчиненных ему управленческих структур — комитетов, управлений, отделов и др. Согласно Уставу А. Б. а. о., окружная администрация подотчетна Окружной Думе и федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Глава А. Б. а. о. обеспечивает совместно с председателем Окружной Думы согласованное функционирование и взаимодействие Окружной Думы и администр соответствующих норм и правил, и др. Глава А. Б. а. о. может быть отрешен от должности Окружной Думой — как сказано в Уставе — в случае совершения преступления (нарушения Конституции и законодательства РФ), а также грубого умышленного нарушения Устава и других нормативных правовых актов округа. Заключение о наличии в действиях Главы признаков умышленного нарушения Устава :1 других законодательных актов дает окружной суд, а о наличии признаков преступления — прокурор округа. Глава А. Б. а. о. может быть также отозван избирателями. На период до избрания нового Главы Окружная Дума вправе избрать (назначить) Главу А. Б. а. о. Уставом предусмотрено проведение окружных референдумов с вынесением на них наиболее важных вопросов жизни округа, в том числе — одобрение наиболее крупных окружных программ социально-экономического развития, концепция перспективного развития округа, включая создание особых зон, размещение стратегических объектов РФ на территории округа. (С. А.)