Гирке (gierke) Отто Фон - (1841 — 1921) — немецкий юрист, профессор права университетов в Бреславле (с 1872г.), Гейдельберге (с 1884 г.), Берлине (с 1887 г.). Г. — один из последователей исторической школы права, теоретики которой (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право возникает спонтанно из недр народного духа и является неотъемлемой частью совокупной культуры народа. Оно не может возникать произвольно, в соответствии с желаниями отдельных индивидов или групп лиц, а появляется на свет путем самостоятельного развития, через стихийное формирование тех норм общения, которые в наибольшей степени соответствуют условиям жизни народа. Утверждая, что право всегда национально, Г. последовательно отстаивал позиции так называемого германистского крыла в немецкой юридической литературе. Он относил к характерным признакам самобытного германского права склонность к корпоративной жизни, к социальному единству, берущему свои начала в том духе общности, которым всегда были охвачены германские племена. Община — биологическое ядро социального поведения немцев. Проникнутое идеей общности, национальное германское право не знакомо с такими понятиями, как суверенное государство или суверенная личность, оно не делает различий между публичным и частным правом, отвергает идеи абсолютизма; в то же время для него характерно совпадение интересов личности и коллектива, гармоничное сочетание прав с обязанностями, присутствие идеи личной свободы. Провозглашая вечность «германского духа», Г. подчеркивал мысль о надклассовой сущности национального единства, обосновывал существование некого высшего императива, правовой идеи, которая царствует в глубинах человеческой души. Правовые системы, основанные на идеях естественного права и классических римских образцах, Г. подверг критике в сочинениях, посвященных анализу первого проекта Германского гражданского уложения. «Рационалистическое» естественное право, ориентированное на суверенную личность и идеалы неограниченной собственности. по мнению Г.. есть лишь меч-та, осуществление которой ведет к гибели человечества. Только позитивное, историческое право, органически рождающееся в недрах исторической «общности», способно удовлетворить потребности современной цивилизации, воплотить гражданские правовые идеалы. Тем самым всеобщий — «социальный» — характер германского права, как образец высокоразвитого правового сознания, Т. противопоставлял правовым системам, основанным на характерных для XIX в. принципах буржуазного либерализма. Научные труды Г. содержат богатейший материал по истории германского государства и права, а также анализ судебной практики. Однако авторитет Г. как исследователя значительно обесценивается националистической направленностью его концепций, многие из которых впоследствии были использованы в идеологии фашизма.