Гроций (gotius) Гуго Де Гроот

Гроций (gotius) Гуго Де Гроот - (Hugo de Groot) (1583 — 1645) — голландский правовед, социолог и государственный деятель. Один из основателей буржуазного учения о естественном праве (см. Естественно-правовая теория), систематизировавший международное право. Мировоззрение Г. складывалось под влиянием нидерландской буржуазной революции XVI в. Главный труд — «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625) Г. написал для защиты «справедливости», которую попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы. Главный вопрос — как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, надо понять природу права. Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Г. раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Г., — это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т.д. Хотя Г. в качестве источника права признает и «свободную волю бога», но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Г. понимает как естественное право. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом». В целом правовая идея Г. имеет индивидуалистическую окраску. Кроме естественного Г. признает еще и право волеустановленное, а именно право человеческое и право божественное. Человеческое включает право, источник которого — гражданская власть, и права народов, которое получает «обязательную силу волею всех народов или многих из них». Г. утверждает, что источником человеческого права является «сама природа человека» и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права. В учении Г. имеют место еще несколько важных аспектов права. Первый — право в смысле качества действия, признака справедливости, право как определенная деятельность человека. С этим связан другой аспект — право как нравственное свойство субъекта, позволяющее ему действовать в соответствии с началами естественного права (законно). Это нравственное свойство Г. называет способностью, а возможность законных действий, находящихся во власти самого субъекта, правомочием. Г. как юрист не мог обойти проблему соотношения права и закона. Термин «право» является синонимом термина «закон», только когда закон выступает обязывающей нормой «нравственных поступков». Но даже в этом случае закон не полностью тождественен праву. Г. соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком смысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его «повелением» и «законным правом». Законы — это средства, с помощью которых осуществляются права. Г. утверждает, что «право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь». Г. прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о «заключении союза» отдельными «рассеянными семействами против насилия» позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Г. поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства. Оно появляется «ради соблюдения права и общей пользы». Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти — государство, «совершенный союз». Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Г., таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и отдельными ее институтами. Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выводу о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья. Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы «права народов» создаются стремлениями государств для пользы «обширной совокупности» сообщества людей. Г. понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Г. призывал воюющие стороны смягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Г., так как мир является главной целью. Для анализа проблем государства и права Г. выбирает умозрительный путь научного познания. В «Трех книгах о праве войны и мира» Г. использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Г.дедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями Г.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я