Действие Нормативного Акта - обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций. По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В РФ существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: а) указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия; б) указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу ("с момента принятия", "с момента опубликования" и т.д.); в) если в принятом нормативном акте не определены такие сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Имеющие нормативный характер акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике. Официальными изданиями, в которых публикуются нормативные акты РФ, являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации". Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок начала их действия. Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Нормативные акты теряют силу по различным обстоятельствам. Акт временного действия — по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, если его содержание противоречит этому акту. Нормативный акт также фактически теряет свою силу, если он противоречит международному договору, заключенному РФ (согласно установленному Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) принципу приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством). Нормативный акт перестает действовать, если он специальным решением КС признается неконституционным. По общему правилу закон не имеет обратной силы. Он действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, т.е. если преступление совершено (или трудовой спор возник) в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запрета обратного действия закона, установленного еще в римском праве, — один из принципов цивилизованной правовой системы. Он обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом. Практика развития юриспруденции выработала два типичных исключения из принципа "закон обратной силы не имеет". Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до его вступления в силу. Так, согласно Закону РФ от 24 декабря 1992г. №4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" подлежат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления этого закона в силу. В ч. 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что "действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом". Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие уголовную либо административную ответственность или иным способом улучшающие положение правонарушителя. По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. ФЗ и иные нормативные акты действуют на всей территории РФ, нормативные акты ее субъектов — на территориях соответствующих республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального подчинения и т.д.). В отдельных случаях нормативный акт может распространять свое действие на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона чернобыльской аварии и т.д.). Ограниченное территориальное действие обычно предусматривается в самом нормативном акте. Действие нормативного акта по лицам означает его применимость к определенной категории субъектов права (лицам, органам, организациям). Законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан РФ ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом (уголовная ответственность за преступления, регистрация актов гражданского состояния и т.д.). Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть, выделяемую на основе какого-либо общего признака (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).