Дело О Рыбных Ресурсах. Великобритания Против Норвегии - – возбуждено в Международном Суде ООН Великобританией 28 сентября 1949 г., решение Суда вынесено 18 декабря 1951 г. (C.I.J. Receuil, 1951, pp. 116-143). Оказало влияние на развитие ряда принципов, норм и понятий международного морского права, в частности, принципов и методов делимитации исходных линий, норм об учете географических особенностей района делимитации, исторически сложившихся правоотношений и иных особых обстоятельств. Великобритания просила, чтобы Суд: а) «назвал принципы международного права, применимые для определения исходных линий, которые Правительство Норвегии вправе использовать при делимитации рыболовной зоны…, а также определил эти исходные линии настолько, насколько это представляется необходимым в свете доводов Сторон с тем, чтобы избежать последующих правовых разногласий между ними»; б) постановил «возместить Правительству Великобритании убытки, причиненные всяким вмешательством норвежских властей в рыболовство судами Великобритании за пределами зоны, которую, в соответствии с решением Суда по пункту а), Правительство Норвегии вправе резервировать для своих граждан». Норвегия просила, чтобы Суд решил, «что делимитация рыболовной зоны согласно Королевскому декрету Норвегии от 12 июля 1935 г. не противоречит международному праву». Рассматривая относящиеся к делу «исторические факты», Суд определил, что с 1616-1618 по 1906 г. английские рыбаки воздерживались от рыболовства в прибрежных водах Норвегии; в 1906 г. здесь вели промысел несколько рыболовных судов Великобритании; в 1908 г. их число возросло, в 1911 г. одно из судов было задержано норвежскими властями. В 1932 г. масштабы английского рыболовства у побережья Норвегии увеличились, как и количество арестов английских судов. 27 июля 1933 г. Правительство Великобритании направило Правительству Норвегии меморандум, в котором указывалось на то, что при делимитации территориального моря Норвегия использовала «неправомерные исходные линии». 12 июля 1935 года принят Королевский декрет Норвегии о делимитации рыболовной зоны страны севернее параллели 66 градусов 28,8 минут северной широты. Норвегия при этом уведомила, с учетом проводимых с Великобританией переговоров, что до их окончания выполнение Декрета 1935 г. будет обеспечиваться «мягко». Поскольку в ходе англо-норвежских переговоров соглашение достигнуто не было, Правительство Норвегии в 1948 г. отказалось от такого «мягкого» обеспечения выполнения Декрета. Последовали аресты большого числа английских рыболовных судов. Судом уточнено, что хотя в Декрете 1935 г. говорится не о территориальном море, а о «норвежской рыболовной зоне, не может быть сомнения в том, что зона, делимитация которой осуществляется данным Декретом, является не чем иным, как морским районом, который Норвегия рассматривает в качестве своего территориального моря». Суд счел, что изобилующие рыбными ресурсами мелководные районы вдоль побережья Норвегии использовались местными рыбаками «с незапамятных времен» и что «в этих пустынных районах для жителей прибрежной полосы рыболовство составляет основу их средств к существованию». Характеризуя географические особенности района делимитации, Суд подчеркнул «глубокую изрезанность» норвежского побережья, а также наличие более ста двадцати тысяч шхер, известных здесь под названием “skjrgaard” (в буквальном переводе – вал из утесов, скал), «внутри которых почти каждый остров имеет большие и малые бухты; множество морских рукавов, проходов, проливов и водных путей служат средствами коммуникаций для местного населения, обитающего как на островах, так и на материке». Судом сделан вывод, что в данном районе побережье материка «не образует, как это имеет место практически во всех странах, четкую разделительную линию между сушей и морем. Что имеет значение, что действительно образует береговую линию Норвегии, так это внешняя граница “skj?rgaard”. Эта граница и должна быть учтена при делимитации пояса норвежских территориальных вод. Это решение диктуется географическими реальностями». Решая вопрос о длине прямых исходных линий, проведенных через воды между различными скальными образованиями в шхерах, Суд отметил, что «практика государств не дает оснований для формулирования какого-либо общего юридического правила». Норвегия же применяла «свою традиционную систему делимитации последовательно и непрерывно с 1869 г. до периода, когда возник спор». Фактом является и «общая терпимость иностранных государств по отношению к этой практике Норвегии». С учетом этого и «при отсутствии убедительных доказательств об обратном» Суд определил, что линии делимитации, указанные в Декрете 1935 года, соответствуют «традиционной системе делимитации Норвегии». По изложенным причинам Суд решил, что «не противоречит международному праву»: – «метод, использованный при делимитации рыболовной зоны согласно Королевскому декрету Норвегии от 12 июля 1935 г.»; – «исходные линии, определенные указанным Декретом в целях применения данного метода».