Депутат

Депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На федеральном уровне депутатский корпус представлен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий. К последним отнесены следующие основания: а) утрата депутатом гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства; б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; в) признание депутата недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу; г) признание депутата безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; д) смерти депутата; е) призыва депутата на военную службу с его согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях: а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; в) поступления депутата на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Названный Федеральный закон к формам депутатской деятельности относит: а) участие в заседаниях Государственной Думы и в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; б) участие в работе комитетов и комиссий Государственной Думы; в работе согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; в) участие в выполнении поручений Государственной Думы и ее органов; г) участие в парламентских слушаниях; д) внесение законопроектов в Государственную Думу; е) внесение парламентского запроса (запроса Государственной Думы), запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса); ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думой; з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; и) работа с избирателями; к) участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Деятельность депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентом Государственной Думы. В целях беспрепятственного и эффективного осуществления депутатами Государственной Думы своих полномочий предусматриваются правовые, социальные и иные гарантии депутатской деятельности. Депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он без согласия Государственной Думы не может быть: а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело также не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может привлекаться к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. В качестве социальных гарантий деятельности депутата Государственной Думы законом установлены: а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; б) ежегодный оплачиваемый отпуск; в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы; г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи; д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти депутата; е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу; ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатом своих полномочий; з) жилищно-бытовое обеспечение депутата, не имеющего жилой площади в городе Москве; и) иные социальные гарантии в соответствии с законом. Законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты также осуществляют представительные, законодательные и иные полномочия, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Статус, срок и порядок осуществления полномочий депутатами региональных представительных органов власти определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В состав представительных органов местного самоуправления входят депутаты, чей статус определяется уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления может устанавливаться только федеральными законами. Это следует из конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, в соответствии с которым уголовное и уголовно-процессуальное законодательство отнесено к исключительному федеральному ведению, а административное и административно-процессуальное — к совместному ведению. Конституция Российской Федерации предусматривает издание по предметам ведения Российской Федерации федеральных законов, а по предметам совместного ведения — федеральных законов и принятие в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании указанных положений Конституционный Суд России при рассмотрении дела по проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области указал, что законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года N19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N51. Ст. 5877). Положения о неприкосновенности депутатов представительных органов местного самоуправления содержатся в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ними депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Законодательство о выборах и референдумах предусматривает некоторые особенности правового регулирования участия депутатов в подготовке и проведении выборов и референдума. Например, ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливается запрет на одновременное осуществление полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и депутатских полномочий. В то же время ст. 25 названного закона наделяет депутатов правом обращения в суд с заявлениями о расформировании избирательных комиссий. В качестве одной из гарантий равного статуса кандидатов нормами ст. 28 запрещается лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, использовать преимущества своего служебного или должностного положения. При этом в законе содержится специальная оговорка, что соблюдение перечисляемых в нем ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами своих обязанностей перед избирателями.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я