Дифференцированных Связей Теория - (differential association) — одна из наиболее влиятельных социологических концепций современной, прежде всего американской, криминологии. объясняющая преступность влиянием социальной среды. Впервые была сформулирована в 1939 г. видным американским криминологом Э. Сатерлендом, а затем развита в работах самого Э. Сатерленда и его многочисленных последователей (Д. Кресси, Р. Эйкерса, Д. Глейзера и др.). Содержание Д.с.т. заключается в следующем. Вступая в контакты с другими людьми, каждый человек неизбежно подвергается определенному воздействию. Выбор им своего жизненного пути, преступного или законопослушного поведения, определяется в значительной мере характером его ближайшей среды. Если в этой среде преобладают преступные элементы с присущими им нравами, убеждениями, привычками и т.п., отрицательно относящиеся к требованию соблюдения законов, то человек усваивает их социальные ценности и модели поведения, обучается им и становится преступником, а если в ней преобладают непреступные элементы, то он становится законопослушным гражданином. Следует пояснить, что сатерлендовское "обучение" состоит не столько в усвоении преступной "техники", сколько в восприятии основного типа поведения, его целей, мотивов, отношения к существующему правопорядку. Контакты, связи индивида носят "дифференцированный" характер, они различаются по частоте, продолжительности, очередности и интенсивности, в чем в значительной степени определяется сила или степень их влияния. Следовательно, чем раньше он с ними сталкивается, чем теснее его общение с ними, тем больше у него шансов стать преступником. Д.с.т. сформировалась под известным влиянием "теории подражания", выдвинутой в 1980 г. французским социологом Г. Тардом, согласно которой поведение людей, в том числе и преступное, объясняется главным образом стремлением подражать другим. Разрабатывая Д.с.т., Сатерленд в значительной степени опирался и на положение двух других важнейших социологических теорий современной американской криминологии, а именно социальной дезорганизации и конфликта культур. Если окружающая индивида культура однородна, то, согласно Сатерленду, он неизбежно усваивает ее, но в условиях социальной дезорганизации, распада общества на различные, чаще всего враждебные друг другу группы, индивид оказывается в конфликтной ситуации и все зависит от того, культура какой группы окажет более сильное воздействие. Д.с.т. обладает известными достоинствами. Она решительно отвергает различные биологические теории преступности, попытки объяснить преступное поведение влиянием "порочной" наследственности, "плохой" физической конституции и т.п. Однако социальная среда, влиянием которой объясняется поведение человека, трактуется слишком узко, она, по существу, сведена к небольшой группе лиц, составляющих ближайшее окружение человека. В частности, в трудах Сатерленда и некоторых его последователей необоснованно отрицается всякое влияние на преступность кино, телевидения и других СМИ. Подчеркивая значение ближайшей среды, Д.с.т. игнорирует основные противоречия, антагонизмы общества, которыми определяется структура и характер самой "ближайшей среды". Д.с.т. нельзя считать теорией причин преступности, поскольку она не отвечает на вопрос о том, что же порождает преступность в обществе, а лишь описывает один из процессов, благодаря которому конкретные лица становятся преступниками.