Должностное Лицо - специальный субъект должностных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. Помимо общих признаков субъекта преступления (вменяемость, достижение 16-летнего возраста), специальный субъект обладает особенными признаками. Определение Д. л. дано в прим. к ст. 285 УК РФ, согласно которому Д. л. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Отнесение лица к числу Д. л. происходит на основании функций, вытекающих из его служебного положения или временно занимаемой должности. Функции представителя власти означают осуществление представителем власти функций федеральной государственной власти, власти субъектов Федерации, а также властных полномочий органов местного самоуправления. Представители власти в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с широким кругом лиц, не находящихся в его служебной подчиненности: Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации).
Исполнительную власть представляют и осуществляют Правительство РФ и правительства субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность (криминальная милиция и милиция общественной безопасности, Федеральная служба безопасности, прокуратура, Государственная таможенная служба, Департамент налоговой полиции, Государственная налоговая служба, Федеральный антимонопольный орган, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, Федеральный горный и промышленный надзор, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственная лесная охрана и т. д.).
Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, территориальных судов и арбитражных судов всех уровней.
К числу лиц, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителей власти, относят также народных и присяжных заседателей в судах. Организационно-распорядительные функции — это функции по руководству трудовым коллективом, участком работы, отдельными работниками (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. д.). Всякий работник учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является Д. л. в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей (например, руководители министерств, комитетов, департаментов, ведомств, заведующие учреждениями науки, культуры, образования, ректоры, проректоры и т. д.). Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, получение и выдача денежных средств и документов и т. п. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители и основании и в соответствии с учредительными документами или иными локальными нормативно-правовыми актами и состоящие в принятии, в необходимых случаях, решений, либо непосредственно влекущих правовые последствия, либо выступающих как одно из оснований наступления таких последствий, но связанные с распоряжением деятельностью других работников организации. Порядок принятия организационно-распорядительных решений должен определяться законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно-правовой формы (например, Федеральным законом об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. 1. Ст. 1), и подзаконными актами, которые устанавливают особенности принятия решений, определяя при этом правомочия отдельных категорий участников юридического лица и органов юридического лица. Административно-хозяйственные — это обязанности, в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, учредительными документами и локальными актами вытекающие из реализации правомочий по управлению имуществом, в частности по совершению сделок, связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей подчиненных лиц, контролю за ними.