Европейская Социальная Хартия

Европейская Социальная Хартия - документ, закрепляющий правовые гарантии экономических и социальных прав лиц, находящихся под юрисдикцией государств-членов Совета Европы. Е.с.х. разработана по инициативе государств-членов Совета Европы и была подписана в Турине 18 октября 1961 г., а вступила в силу в 1965 г. В первоначальной редакции Е.с.х. содержала 19 основополагающих прав, а Дополнительным протоколом к Е.с.х., принятым 5 мая 1988 г. в Страсбурге, этот перечень был увеличен до 23 прав. Новая редакция Е.с.х., принятая 3 мая 1996 г., включает все эти права, а также вводит 8 новых прав и процедуры контроля за их реализацией. Новая редакция Е.с.х. состоит из пяти частей. В первой части определяются цели Хартии. Вторая (основная) часть содержит 31 статью, в которых закрепляются экономические и социальные права, определены критерии защиты прав граждан в сфере социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и др.). Третья часть содержит указания о порядке принятия обязательств по новой редакции Хартии, определена ее взаимосвязь с прежней редакцией Е.с.х. Четвертая часть предусматривает механизм контроля за осуществлением предусмотренных в Хартии обязательств, а также порядок подачи жалоб. В пятой части содержатся нормы о запрете дискриминации, об освобождении от обязательств в период войны или иных чрезвычайных обстоятельств, об ограничении прав, о соотношении норм Хартии с национальным законодательством и международными соглашениями, о порядке внесения поправок к Е.с.х. В шестой части определяются порядок подписания, ратификации, вступления в силу, территориального применения, денонсации и нотификации Хартии. Участие в Хартии предполагает, что не все из перечисленных во второй ее части прав обязательны для выполнения. Положения Хартии позволяют участнику данного многостороннего договора выборочно подходить к определению социальных прав, имеющих для него обязательную юридическую силу. Вместе с тем участник договора обязан считать себя связанным конкретными статьями второй части. Это касается права на труд, права на объединение, права на заключение коллективных договоров, права детей и подростков на защиту, права на социальное обеспечение, права семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, права трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь и права трудящихся на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола. Основные механизмы обеспечения Е.с.х. предусмотрены в Дополнительном протоколе 1998 г. Протокол предусматривает право обжаловать нарушения положений Хартии, допущенные государствами — его участниками. Жалоба рассматривается международными неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при Совете Европы, а также национальными неправительственными организациями (при определенных условиях это могут быть профсоюзные организации и ассоциации предпринимателей соответствующих государств-участников). Коллективная жалоба рассматривается Европейским комитетом по социальным правам, который при условии признания им жалобы приемлемой представляет в Комитет министров Совета Европы доклад. На основе доклада Комитет министров направляет рекомендации соответствующему государству. Контроль за выполнением положений Хартии не носит юридического характера. Однако Хартия является действенным механизмом за выполнением государствами социальных обязательств, содействует выравниванию уровней социальной защищенности личности в государствах-участниках, способствует развитию социального законодательства в этих государствах. (В.Ч.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я