Европейский Парламент, Европарламент - межгосударственный наднациональный политический орган, в котором представлены все страны Европейского Союза (ЕС). Депутаты ЕП избираются один раз в 5 лет прямым голосованием населения стран-членов. Число депутатов ЕП от каждой страны постоянное. Квота мест зависит от численности населения данного государства. Наиболее крупные страны — Великобритания. Италия, ФРГ и Франция — располагают 81 местом, Испания — 60, Нидерланды — 25, Бельгия, Греция и Португалия — по 24, Дания — 16, Ирландия — 15, Люксембург — 6. В настоящее время в ЕП избрано более 600 депутатов. Создание ЕП стало важным шагом на пути к политической интеграции Западной Европы. Внутри ЕП депутаты объединяются не по признаку национальной принадлежности, а по партийным фракциям. Минимальное число депутатов, необходимое для создания политической группы, — 23 депутата от 1 страны либо 18 депутатов, если они представляют не менее 2 государств, и 12 — для представителей 3 и более государств. ЕП руководствуется в своей деятельности не только принципом консенсуса, но и принимает в расчет соотношение политических сил в парламенте и его комиссиях и, соответственно, давление той или иной политической группы на других парламентариев. Депутаты ЕП голосуют лично. Их деятельность, как и депутатов национальных парламентов, не связана какими-либо инструкциями: императивный мандат запрещается. Мандат депутата ЕП совместим с членством в парламенте какого-либо члена ЕС. Однако депутат ЕП не может быть членом правительства государств, членом Комиссии ЕС, судьей, прокурором и секретарем Суда ЕС, членом Счетной палаты ЕС, консультативного комитета Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), Экономического и социального комитета Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), членом комитетов и органов, созданных на основании учредительских договоров названных сообществ, членом Административного совета и Комитета директоров Европейского инвестиционного банка, должностным лицом или служащим Европейских сообществ или связанных с ними специализированных органов. Кроме того, каждое государство-член может установить другие случаи несовместимости должностей с мандатом члена ЕП. На рассмотрение ЕП выносятся различные вопросы развития Европейского континента, главным образом ЕС, — от экономической, валютной и политической интеграции (в рамках создания единого внутреннего рынка) до охраны окружающей среды и соблюдения прав человека. ЕП работает на основе принимаемого им регламента. Он имеет годичную сессию, продолжительность которой определяется самим ЕП на ежегодном собрании в марте. Основными руководящими органами ЕП, в которых сходятся все нити принятия важнейших решений, являются председатель и Бюро, состоящие из председателя, 14 его заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса). Бюро в расширенном составе включает также председателей политических фракций. В ЕП созданы следующие комиссии: Комиссия по иностранным делам и вопросам безопасности; Комиссия по сельскому хозяйству, рыболовству и сельскому развитию; Комиссия по вопросам бюджета; Комиссия по вопросам экономики, финансов и промышленной политики; Комиссия по проблемам энергетики, исследований и технологий; Комиссия по внешним экономическим связям; Комиссия по юридическим вопросам и гражданским правам; Комиссия по социальным делам, занятости и условиям труда; Комиссия по вопросам региональной политики, освоению территорий и отношениям с региональными и местными властями; Комиссия по вопросам транспорта и туризма; Комиссия по вопросам окружающей среды, здравоохранения и защите потребителей: Комиссия по вопросам культуры, молодежи, воспитанию и средствам массовой информации; Комиссия по вопросам развития и сотрудничества: Комиссия по вопросам гражданских свобод и внутренних дел; Комиссия по бюджетному контролю; Учредительная комиссия; Комиссия по регламенту, проверке полномочий и иммунитету; Комиссия по правам женщин; Комиссия по рассмотрению петиций. ЕП может также создавать подкомиссии, временные комиссии и комиссии по расследованию, которые рассматривают специфические проблемы (наркомания, расизм, избыток сельскохозяйственной продукции). Для решений ЕП достаточно простого большинства голосов депутатов, участвующих в голосовании. Вместе с тем в некоторых случаях необходимо квалифицированное большинство: для принятия внутреннего регламента — большинство всех членов ЕП; для вотума недоверия Комиссии ЕС — большинство списочного состава депутатов и 2/3 голосовавших. Для рекомендации о вступлении в ЕС новых членов или о заключении договора об ассоциации требуется абсолютное большинство голосов всех членов. Формальные функции ЕП охватывают разработку законодательных положений; утверждение бюджета ЕС и контроль за его исполнением; контроль за деятельностью Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Совета Министров ЕС; определение политики ЕС. Легитимность ЕП упрочилась в связи с прямыми выборами. ЕП стал участвовать в принятии решений в сфере бюджета, формировании отдельных институтов. Начиная с 1986 г. акт об утверждении бюджета стал подписываться председателем ЕП. ЕП в порядке контроля вправе принять к обсуждению любой вопрос, имеющий, по мнению его членов, существенное значение. При этом нередко обсуждается политика отдельных стран, как входящих, так и не входящих в ЕС. Наиболее действенное средство контроля — право парламентариев задавать устные и письменные вопросы, вносить предложения о порицании, рассматривать жалобы об уклонении от обязательств и осуществлять контроль за исполнением бюджета. ЕП может вынести резолюцию о порицании КЕС побудить ее уйти в отставку, приняв такую резолюцию порицания большинством депутатов списочного состава поданных голосов. После заключения Маастрихтского договора расширены полномочия ЕП и в области прав человека. Он назначает Европейского омбудсмена. ЕП обладает полномочиями по рассмотрению петиций, т.е. запросов или жалоб, которые могут направляться любым гражданином страны, входящей в ЕС, индивидуально или совместно с другими гражданами практически по любому вопросу. Бюджет ЕП предназначен для финансирования расходов, которые делятся на две основные группы: а) большая часть бюджета (60% от общей суммы) идет на глобальное финансирование политики в области сельского хозяйства. Эти расходы именуются обязательными, и решающее слово по ним принадлежит Совету Министров; б) остальная часть бюджета служит для финансирования политики в других областях: социальный фонд, фонд регионального развития, проведение исследований, охрана окружающей среды, промышленность, энергетика, оказание различной помощи. В этой части ЕП может диктовать приоритеты и в определенной степени увеличивать кредиты. Вследствие расширения полномочий ЕП в области бюджета и установления процедуры согласия возросло его влияние на деятельность Совета Министров. Процедура согласия, принятая Единым европейским актом в 1986 г., ограничила законодательное полновластие Совета Министров, В зависимости от обсуждаемых тем компетентные лица Совета Министров присутствуют на пленарных заседаниях ЕП. Как и члены Комиссии, члены Совета Министров должны отвечать на вопросы депутатов ЕП. Председатель Совета Министров, вступая в должность, излагает ЕП свою программу, а по окончании срока пребывания на посту отчитывается о полученных результатах.