Главная > База знаний > Юридические термины и определения > Единство Системы Государственной Власти

Единство Системы Государственной Власти

Единство Системы Государственной Власти - один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация. Исходя из этого, п. "н" ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом" (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Принцип Е. с. г. в. имеет несколько проявлений: 1) Единство сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ. "государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти". Вместе с тем эти органы должны учитывать и положение ст. 10 Конституции: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, не только федеральные, но и образуемые в субъектах органы государственной власти должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов.

2) Соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции Федерации. То есть для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти (что касается судебной системы, она в целом устанавливается федеральным конституционным законом). Не должны создаваться органы, в которых соединялись бы законодательные и исполнительные, тем более — судебные функции, поскольку это противоречило бы Конституции РФ.

3) Единообразный порядок образования органов, устанавливаемый федеральным законом (например, выборы населением депутатов законодательного собрания, президентов или глав исполнительной власти).

4) Наделение органов государственной власти едиными основными полномочиями. Представительный орган власти принимает законы, исполнительная власть осуществляет задачи оперативного управления хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т. д.

5) Характер взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Они не подменяют друг друга, занимаясь своими делами в соответствии с принципом разделения властей. Органы законодательной и исполнительной власти используют систему сдержек и противовесов в воздействии друг на друга. Право взаимной отмены актов отсутствует, все спорные вопросы решаются согласительными процедурами либо в судебном порядке.

(С. А.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я