Еллинек (jellinek) Георг

Еллинек (jellinek) Георг - (1851 — 1911) — выдающийся германский правовед. представитель позитивизма юридического, доктор философии и права, профессор университетов в Вене (с 1883 г.). Базеле (с 1885 г.), Гейдельберге (с 1991 г.). Круг научных интересов Е. был необычайно широк: от вопросов гносеологии и методологии общественных наук до проблем общей теории и истории права. Философско-методологической основой его исследований стала Баденская школа неокантианства. Основную же цель творчества Е. можно определить как поиск соотношения между свободой личности и волей того целого, к которому эта личность принадлежит (т.е. государства), а также тех правовых форм, которые могли бы установить границу между интересами личности и государства, обеспечить ее устойчивость и неприкосновенность. Е. — создатель дуалистической теории государства, которая пытается соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Стремясь преодолеть формализм юридического позитивизма, Е. исследует государство при помощи двух методов — социологического и юридического. Посредством юридического метода Е. описывает государство как юридический феномен — его территорию, население, публичную власть, государственные органы и т.п. — в совокупности чисто юридических связей при помощи абстрактных нормативно-правовых понятий. Посредством социологического метода Е. изучает государство как "массовое социальное явление" — его возникновение и эволюцию, взаимодействие с другими социальными явлениями. Он устанавливает, что в основе государства лежат волевые отношения властвования, или политические отношения, порожденные индивидуальным (субъективным) сознанием индивидов, объединенных общей целью. На этом основании Е. отрицает объективный характер государства, но в то же время подчеркивает суверенитет публичной власти, которая есть власть повелевающая, "существующая собственными силами, по собственному праву". Однако суверенитет не является основным свойством государства как полновластного правового субъекта. Представляя его как целевое, союзное объединение "оседлых людей", Е. защищает гражданское общество и выстраивает концепцию правового государства. Право в понимании Е. объективно; оно не является продуктом господствующей в государстве воли, а складывается, с одной стороны, под влиянием природы человека, а с другой — тех нужд и требований, которые предъявляются к индивиду его жизнью и обществом. В то же время Е. связывает понятие права с понятием свободного волевого акта. Он заявляет о том, что право имеет значимость лишь в государстве, с санкции государственной власти, но тут же говорит о необходимости субъективного признания исходящих от государства правовых норм. В связи с этим Е. доказывает, что от других политических образований государство отличается не тем, что оно свободно от права, а тем, что способно самостоятельно, независимо от стоящей вне государства власти, устанавливать связывающее его право. Ограничение государственной власти правом обусловливается не только юридическими нормами, цель которых — верховенство закона, но и нравственными настроениями в обществе, социальным авторитетом носителей власти и т.п. Требование ограничить публичную власть правом, по мнению Е., наиболее полное воплощение находит в конституционном государстве, которое может гарантировать права и свободы гражданина. Идея свободы личности, которую Е. считал одним из основных "юридических принципов", самоценной моральной величиной, непререкаемым началом политического строя, образует существенный элемент его правовой доктрины. Теория правового государства Е. содержит немало внутренних противоречий, однако она оказала огромное влияние на развитие политической и правовой мысли Запада. В дальнейшем на ее основе возникли, с одной стороны, "чистая" нормативная теория права (Г. Кельзен), а с другой — психологическая теория государства и права (Л. Петражицкий).

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я