Законодательные Технологии

Законодательные Технологии - (от греч. "techne" — искусство, мастерство, умение + "logos" — учение) — выработанные юридической практикой правила, приемы, средства, применение которых обеспечивает подготовку и принятие необходимого определенным социальным группам или всему обществу законодательного акта. Как разновидность политических технологий З.т. охватывают своим содержанием также методы давления на законодателя или на общественное мнение, преследующие те же цели. З.т. в этом смысле можно представить как своеобразную законодательную "кухню", связанную с приготовлением специфического "блюда" под названием "закон". З.т. многообразны: это и технологии продвижения законодательных инициатив, блокирования законопроектов, и технологии согласования интересов в процессе конструирования закона, и их лоббирование. З.т. имеют свои внутренне связанные технологические циклы, специализируются применительно к различным правотворческим действиям (принятие закона, внесение в него изменений и дополнений, отмена действия закона); отличаются своей направленностью; они специфичны применительно к тем или иным способам, задачам и целям правового регулирования; могут содействовать принятию качественного закона, а равно иметь своим назначением принятие закона, противоречащего истинным целям, т.е. могут быть направлены на внедрение в правовую систему ложных норм, реализация которых окажется невозможной или затруднительной. Применяемые в законодательной деятельности технологии различны применительно к федеральному и региональному уровням законотворческой деятельности. Подобно "политтехнологиям", З.т. также могут быть "чистыми" и "грязными", с использованием подкупа, шантажа и т.п. Как составная часть правотворчества З.т. в чем-то сходны с законодательной техникой, хотя и имеют принципиальное от нее отличие. Как совокупность неких технических приемов и средств (или техника рационального законотворчества) законодательная техника имеет своей целью совершенствование юридического качества закона. З.т. преследуют главным образом специальную цель — добиться закрепления (либо незакрепления) в законе тех или иных социально значимых интересов. В этой связи могут использоваться как юридико-технические инструменты, так и разнообразные средства неюридического характера, например политические акции — лоббирование, использование возможностей СМИ (пиар-кампания), проведение манифестаций, иных публичных массовых мероприятий в поддержку или против принятия закона и др. Применение приемов и средств законодательной техники всегда вызывает улучшение качества закона, а в конечном счете повышает его социальную полезность. Применение З.т. нередко преследует иные, прямо противоположные цели: принять заведомо недействующий закон или придать закону эффективность со знаком "минус", вызвав таким образом возмущения в социально-правовой среде. Применение законодательной техники в особенности важно на этапе, непосредственно предшествующем принятию закона (хотя, конечно, использование технико-юридических средств необходимо и при разработке законопроекта, и при его обсуждении). З.т. не сводятся исключительно к стадиям законодательного процесса (как это характерно для использования законодательной техники), они применяются на разных стадиях законодательной деятельности, в частности в процессе: а) выявления правотворческой потребности; б) разработки концепции будущего закона; в) подготовки законопроекта и внесения его в Государственную Думу РФ; г) обсуждения законопроекта на всех последующих стадиях законодательного процесса. Более того, применение З.т. имеет место и в постзаконодательной деятельности (в процессе применения возможностей конституционного контроля). Субъектом применения инструментария законодательной техники является преимущественно законодательный орган власти и его вспомогательные структуры (аппарат). З.т. используются множеством субъектов, так или иначе вовлеченных в орбиту законотворчества. При этом важнейшей составляющей З.т. является тактика применения средств и приемов законодательной техники. К примеру, способы изложения норм права (прямой, ссылочный и бланкетный) в статьях закона образуют составную часть законодательной техники. Однако тактика их применения является областью З.т. В частности, такой элемент З.т. использован при конструировании вызывавшей яростное (и небезосновательное) сопротивление нормы Земельного кодекса РФ об обороте (обращении в частную собственность) земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). Использование бланкетного способа изложения этой нормы (в последующем она получила конкретизацию в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") позволило принять Земельный кодекс и при этом максимально учесть интересы сторонников оборота таких земель. (В.Ч.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я