Избирательный Округ

Избирательный Округ - часть территории государства, субъекта федерации или административно-территориальной единицы, на которой (от которой) избираются один, два или более депутатов в представительный орган соответственно государственной власти или местного самоуправления.

Следовательно, И. о. всегда связан с определенной территорией, поэтому он именуется территориальным И. о.

Если в территориальном И. о. избирается один депутат, такой И. о. называется одномандатным избирательным округом (любители иностранных слов используют также словосочетание "униноминальный избирательный округ"). Если в территориальном И. о. избираются два депутата, такой И. о. называется двухмандатным избирательным округом ("биноминальным избирательным округом"). Если в территориальном И. о. избираются три и более депутатов, такой И. о. называется многомандатным избирательным округом ("полиноминальным избирательным округом").

В Российской Федерации на уровне местного самоуправления нередко многомандатным И. о. становилась целиком территория того или иного муниципального образования (города, района и т. д.). Все выдвигаемые здесь кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления включались в один бюллетень и избирались населением. Кандидаты, получившие большее число голосов, становились депутатами в пределах общей численности мандатов в данном представительном органе. Если избиратели никого не вычеркивали из бюллетеней, действовали следующие правила: в некоторых субъектах РФ все кандидаты становились депутатами; если же в отношении каких-либо депутатов было подано незначительное число голосов "против", такие кандидаты считались избранными резервными депутатами.

Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. определил, что в случае образования многомандатного И. о. число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

Применительно к выборам депутатов Государственной Думы используется понятие "федеральный избирательный округ". Как известно, половина депутатов ГД (225) избирается по одномандатным И. о. по мажоритарной избирательной системе. Другая половина (225) избирается по пропорциональной избирательной системе — по спискам избирательных объединений, которыми выступают политические партии и движения. Последние выдвигают свои федеральные списки кандидатов в депутаты. А вся территория РФ становится в этом случае одним округом — федеральным И. о.

В истории нашей страны были и другие виды И. о. Например, при учреждении (1988 г.) Съезда народных депутатов СССР и выборах его депутатов (1989 г.) были предусмотрены три линии избрания: 750 — от территориальных И. о., 750 — от национально-территориальных И. о., 750 — от общественных объединений. При этом территориальные И. о. образовывались на всей территории СССР, а национально-территориальные И. о. — на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей и автономных округов.

В 1989 г. был учрежден Съезд народных депутатов РФ, в 1990 г. состоялись выборы в него. Из общего числа народных депутатов (1068) избиралось: 900 — по территориальным И. о., образованным на всей территории РФ, 168 — по национально-территориальным И. о., половина из которых образовывалась на территории республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов, другая — на территории краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Следовательно, национально-территориальные И. о. — это те же территориальные И. и., но образованные с учетом наличия в государстве национальных республик и национально-государственных образований.

Образование И. о. осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми избирательным законодательством. Так, Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. установлено (ст. 12), что одномандатные И. о. по выборам депутатов ГД должны отвечать следующим требованиям: а) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%. Выражение "допустимое отклонение" означает, что в одном округе может быть до 10% или 15% избирателей выше средней нормы, в другом — до 10 или 15% ниже, т. е. расхождение в численности избирателей между обычными округами разрешено до 20%, а в дальних районах — до 30%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории другого субъекта РФ; в) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа; д) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований пунктов "в" и "г" равенство представленности в Государственной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ.

Кроме того, при образовании округов внутри субъекта РФ должно учитываться его административно-территориальное устройство (деление), границы муниципальных образований.

Таким образом, при образовании территориальных И. о. надо определить так называемую норму представительства, т.е. среднее число избирателей, приходящихся на один округ. Для этого общее число избирателей в России (107 млн. чел.) делится на число мандатов, замещаемых в ГД по территориальным И. о. (225). Норма представительства составляет 478-480 тыс. избирателей. Закон гласит, что на территории субъекта РФ с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется по одному И. о.

В остальных субъектах РФ образуется столько округов, сколько их получается с учетом единой нормы представительства и перевеса в ту или другую сторону, о чем говорилось выше. Таким образом, о равенстве (даже примерном) И. о. по численности избирателей речь можно вести — как и предусмотрено Законом — лишь в пределах отдельного субъекта РФ, а не для России в целом.

Закон гласит, что И. о. для выборов депутатов ГД образует ЦИК РФ на основании представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ данных о численности избирателей, проживающих на их территориях. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом. В Законе 1999 г. сказано, что если эта схема не будет утверждена в положенные сроки (не позднее чем за 100 дней до дня голосования), применяется схема, использовавшаяся на предыдущих выборах. На выборах 1999 г. осталась схема, утвержденная в 1995 г. 38 субъектов РФ представляют собой одномандатные избирательные округа, т. е. избирают по одному депутату в Думу. На территории 51 субъекта РФ образовано от двух и более И. о. (С. А.)

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я