Избирательный Фонд - создаваемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением, блоком, кандидатом на выборную должность фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на их избирательную кампанию.
В нашей стране до 1993 г. все виды выборов финансировались только из государственного бюджета. Начиная с выборов Федерального Собрания и других представительных органов в декабре 1993 г., установлены как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников.
Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Вторая передается избирательным объединениям, блокам и кандидатам в депутаты. Рассмотрим особенности формирования И. ф. при выборах депутатов ГД и Президента РФ.
И. ф. кандидатов в депутаты ГД по одномандатным избирательным округам могут формироваться из следующих средств: а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать более чем в тысячу раз минимальный размер оплаты труда; б) средств, которые выделены кандидату избирательными объединениями — в совокупности не могут превышать более чем в 5000 раз минимальный размер оплаты труда (1995 г. — более чем в 1500 раз); в) средств, выделенных зарегистрированному кандидату не позднее чем за 40 дней до дня голосования окружной избирательной комиссией в равном размере с иными кандидатами по тому же округу; г) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем более чем в 100 раз для каждого гражданина (1995 г. — более чем в 20 раз) и более чем в 2000 раз для каждого юридического лица (1995 г. — 200 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда не может превышать более чем в 10 000 раз минимальный размер оплаты труд.
Избирательные фонды избирательных объединений, блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств: а) собственных средств избирательного объединения, блока, которые не могут превышать более чем в 100 тысяч раз минимальный размер оплаты труда; б) средств, выделенных ЦИК РФ избирательным объединениям, блокам не позднее чем за 40 дней до дня голосования; в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц — не могут превышать для каждого гражданина более чем в 150 раз (1995 г. — более чем в 30 раз) и более чем в 20 тысяч раз для каждого юридического лица (1995 г. — 2000 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, блока не может превышать более чем в 250 тысяч раз минимальный размер оплаты труда.
Как можно видеть, размеры пожертвований в избирательные фонды от граждан и юридических лиц в 1999 г. серьезно возросли. Но предельные суммы расходов избирательных фондов (в расчете по минимальному размеру оплаты труда) остались те же, что и в 1995 г. Это означает, что количество жертвователей может быть теперь меньше, если они дают в фонды значительные суммы.
Запрещены пожертвования в И. ф.: иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранные участием, если доля иностранного капитала в уставном капитале превышает 30%; международных организаций и международных общественных движений. Не допускаются также пожертвования органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений и др.
Поступления в фонды не могут быть анонимными, т. е. если это — личный взнос гражданина, то он указывает фамилию, имя, отчество, постоянное место жительства и данные паспорта; если поступление — от организации, то ее реквизиты обозначаются на соответствующих документах. Излишние суммы подлежат возврату, а анонимные перечисляются в доход государства — То есть передачи средств по принципу "из рук в руки" быть не может, все подлежит оформлению.
Закон прямо запрещает кандидатам в депутаты ГД и избирательным объединениям, блокам использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме поступивших в их И. ф. Если они использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата либо федерального списка.
Кандидату в депутаты, избирательному объединению, блоку на основе письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии отделения Сбербанка России открывают специальные избирательные счета, на которые и поступают средства И. ф.
Новшеством, введенным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российско?Федерации" 1997 г., является то, что И. ф. теперь создаются перед началом сбора подписей в поддержку кандидата, списка (ранее — только после их регистрации избирательными комиссиями).
Соответственно уточнены и цели, на которые расходуются средства И. ф.: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов); предвыборная агитация; оплата труда граждан РФ за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампании; оплата аренды помещений, оборудования, командировочных и транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплата других расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; внесение избирательного залога. Избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, избирательные объединения и блоки обязаны вести учет всех поступлений и расходов. Кандидат в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу представляет в окружную избирательную комиссию три финансовых отчета, итоговой — не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. В ЦИК РФ представляют три финансовых отчета и избирательные объединения, блоки. Копии отчетов избирательные комиссии передают в средства массовой информации.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные средства в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных этой комиссией. Далее кандидаты и избирательные объединения, блоки, не набравшие определенного процента голосов избирателей, возмещают стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади в СМИ. После этого полагается возвратить средства организациям и лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Сумма средств, которая после этого остается на счетах перечисляется в федеральный бюджет.
Аналогичные правила предусмотрел и Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. Что касается цифр, то И. ф. кандидатов в Президенты могут формироваться из следующих средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию ЦИК РФ; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; их размер не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 тыс.раз; добровольных пожертвований физических и юридических лиц; сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз, а отдельного юридического лица — в 5000 раз.
Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента РФ за счет средств И. ф. не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 000 раз. (С. А.)